«Довлатов»
Реж. А. Герман.
Фильм о Довлатове, признаюсь, ждал. Не потому, что я невесть какой поклонник писателя (я знаком с творчеством на уровне десятка прочитанных рассказов), но интересно было посмотреть , что из себя младший Герман представляет как режиссер. Ниже обсуждаю исключительно сам фильм, а не личность Довлатова.
Знаете, господа, два часа отборного снобистского фырканья, конечно, достойны приза берлинского фестиваля. Наверное, так никто не умеет в мире, кроме нашей интеллигенции. За это, полагаю, и дали.
Все 120 минут Герман нам рассказывает про Довлатова, которого не принимают в Союз Писателей СССР, поэтому не издают. Довлатов от этого невыносимо страдает, но предложения о презренной литературной работе либо отвергает, либо делает это так, что в заводской газете, в которой он работает, конечно же, его писанину опубликовать не могут.
Негоже ведь Художнику быть ремесленником. Интервью какие-то делать, стихи на заданную тему сочинить. Фи! Это не его полета низменные сочинялки. К примеру, вот дает Довлатову редакция задание написать возвышенное стихотворение ко Дню Нефтяников.
Но так как нефтяники, по мнению Довлатова,недостойны его пера – он пишет откровенную стебную халтуру, которую, разумеется, никто не публикует. Хотя, если учесть тогдашнее отношение людей к тому, что напечатано в газете, для тех же нефтяников был бы настоящий подарок. Стихотворение о них. Настоящего поэта. В газете! Тогда в людях было гораздо меньше цинизма и подобные вещи воспринимались совсем по-другому.
Весь фильм Герман нам пытается сказать следующее. Мол, вся страна занимается какой-то страшной ерундой, эти людишки на заводах что –то там ковыряются, в землю глядят и не видят Великого Писателя. Денег ему не хотят платить. Уроды, какие же моральные уроды!!!
Характерный очень эпизод на судостроительной верфи. Приходит туда, значит, Довлатов, весь такой в пальто и шарфе, красивый, широкоплечий. А там какие-то гнусные грязные работяги решили прикоснуться к искусству своими вонючими лапами и надели костюмы Гоголя и Пушкина. К слову, Герман-младший же постоянно передает привет своему покойному папаше и набор актеров, играющих рабочих и просто советских граждан, очень напоминает странное творение Германа-старшего «Трудно быть богом». Такие же убогие, полудебильные лица, невнятная речь, грязь.
Других-то России нет и быть не может. Конечно же, кто еще . по мнению Германа-сына, может работать на заводе? Только быдло быдлейшее. Над которым можно только иронично стебаться. Да еще и какие-то они тут фильмы снимают, о Пушкине и Гоголе смеют рассуждать. Вот дебилы.
Но вернемся к писательской карьере героя германовского фильма. Несмотря на свой нонконформизм, Довлатов таки очень хочет в Союз Писателей СССР. И ему на некой даче устраивают встречу с влиятельным человеком, который знает Шолохова и многих других советских писателей. Дядечка — знаток литературы, весь в дорогой одежде и цацках (прямо аудитория «Делового стиля для мужчин»). Успешный такой. Правда по мнению советской интеллигенции, в СССР успешным может быть только подонок, лизоблюд и негодяй.
И вот он читает довлатовские рассказы, видимо, понимает, что, несмотря на явный талант, в Союз писателей из-за конъюнктуры автор не пролезет, и предлагает Довлатову написать исторический роман. Мол, я в тебя верю, у тебя хороший слог, у тебя получится, что-нибудь придумаем!
Заметьте, не голым предложил сниматься, и не гимн СССР писать. Исторический роман про Древнюю Грецию написать человека попросили.
Но Довлатов с перекошенным лицом забирает свои рукописи, и напоследок спрашивает: «А вы, сударь, вообще кто?». А чел возьми да и ляпни: «Да я вообще-то врач-уролог, много людей знаю, они у меня лечатся, да и литературой увлекаюсь».
Вот оно что! Вот где зло! Врач уролог разве может судить о высоком искусстве! Его дело простату массировать, да анализы брать! Проклятая советская действительность. Врач-уролог своими пальцами, которые неизвестно еще где побывали, смеет касаться святых страниц чистого творчества! Проклятый, абсурдный совок!
Везде Герман нам показывает гнусь, гадость, уныние, отвратительные рожи, тесноту, адъ и погибель. И где-то сбоку стоит такой Довлатов. Ироничный, в красивом пальто и шарфике. И тонко так подмечают весь абсурд, посмеиваясь.
В общем, весь фильм Германа – это довольно пошлая , на мой взгляд, поделка для своих. Для всей этой мажорной художнико-поэтовской тусовки. И вот они собираются и рассказывают друг другу, как им, таким всем красивым и умным тяжко и душно жить среди этого населения. Среди этих глупых редакторов. Среди этих жадных издателей. Среди этого глупого народца. Фи. Фу. Ахъ.
Если вам понравилась статья, делитесь ей с друзьями!